Адаптация ребенка к дошкольному
учреждению.
Поступающий в любое массовое
детское учреждение ребенок испытывает три рода стрессов.
Первый
– это стресс иммунологический. Проще говоря, на него сразу начинают чихать
и кашлять столько детей, сколько имеется в группе. До этого иммунная система
никогда не сталкивалась с таким разнообразием микробов и совершенно не умеет им
противостоять. Если иммунная система ребенка не слишком сильна, то ей требуется
некоторое время, чтобы приспособиться к данной ситуации. Именно поэтому большая
часть детей, впервые попавших в ясли, начинает регулярно болеть простудными
заболеваниями. В норме приблизительно через полгода ситуация выравнивается:
иммунная система приспособилась к имеющимся антигенам. Если ребенка после первой-второй
болезни забрали из сада, а на следующий год отдали снова, - все повторяется
сначала.
Второй
стресс – это стресс социальный. Ребенок, который в семье привык быть центром
внимания, объектом заботы взрослых людей, вдруг оказывается в ситуации, где с
его желаниями не очень-то склонны считаться, где все подчиняется определенному
режиму, а другие ребятишки имеют точно такие же права, что и он сам. Если в
семье, где растет ребенок, есть другие дети, его братья и сестры, то все это
происходит почти безболезненно. Но если ребенок единственный, то он
сталкивается с серьезными проблемами. Кроме того, только « в обществе» можно
построить систему социальных ролей. Кто я – лидер или ведомый? Что делать, если
эта девочка меня оскорбила, отобрала любимую игрушку? Как привлечь внимание
других детей и взрослого? Как, наоборот, остаться одному, сделать так, чтобы не
приставали? Все эти вопросы решаются только в практике ежедневной социальной
жизни и никак иначе.
Третий
стресс – это учебный стресс. В лексикон ребенка вводятся новые слова.
Формируются представления о предметах (цвет, величина, форма, количество) и
объектах окружающего мира, пространственные представления; развиваются
различные умения и навыки.
Если
все эти стрессы ребенок преодолеет в дошкольном детстве, то в семь лет он
спокойно пойдет в школу и достаточно успешно переживет новую ситуацию.
Адаптация – процесс развития
приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью
этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов
внешней среды.
Человеку
свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а
формируется постепенно. Правильное воспитание увеличивает способность детского
организма целесообразно реагировать на изменение окружающих условий. Основы
биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а
социальная адаптация начинается с рождения ребенка. У одних детей этот процесс
протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от
многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния
здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.
Различают
три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую,
средней тяжести, тяжелую. |