Если ребенок начал кусаться…
Увидеть, что ребенок обижает других детей, заметить,
что он стал агрессивным: кусает и бьет других – ситуация неприятная. Чаще всего
это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие и ребенок слишком
мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия. С подобным сталкиваются многие воспитатели. А
причин может быть несколько.
Ребенок переживает сильный стресс.
В данный момент он привыкает к новому для него образу жизни (пример: адаптация
к детскому саду). Смена образа жизни – это стресс. В ситуации стресса одни дети
плачут, замыкаются в себе, другие становятся неуправляемыми, агрессивными. В
любом случае изменения в поведении ребенка служат призывом о помощи.
Ребенок охраняет «свою территорию». В
2 – 2.5 года малыш считает себя центром Вселенной. Из этого следует: «Все, что
есть вокруг меня, привлекает меня, должно безраздельно принадлежать мне» (а
кому же еще?). В детском саду ребенок столкнулся с новой для себя ситуацией –
есть не только он и помогающие ему взрослые, но и другие дети. Для малыша
потребность в заботе со стороны «своего взрослого» - одна из ключевых, и в
большой группе детского сада именно эту потребность труднее всего реализовать.
Приходится бороться за «свою воспитательницу», а еще за игрушки, книжки,
возможность побыть одному или в приятной компании. Эта ситуация ставит ребенка
перед необходимостью постоянно быть начеку: вдруг кто-то отнимет что-то
необходимое? «Лучшая защита – нападение», - может подумать ребенок, обнаружив,
что укусить конкурента – верный способ избавиться от него и к тому же привлечь
внимание воспитателя.
Ребенок выражает свое недовольство. Если
человек (неважно, взрослый или ребенок) чем-то недоволен, он оказывается в
трудной ситуации. Недовольство рвется наружу, и приходится решать, как
предъявить его миру. Взрослые пытаются взвешивать последствия, подбирать нужные
слова и поступать адекватно. Ребенок еще не столь искушен в общении, а порой и
не в полной мере владеет речью. На самом деле у ребенка не такой уж богатый
выбор – можно или отступить и проглотить обиду, или отстаивать свои желания,
нападая на обидчика.
Ребенок плохо говорит, а кусаться –
значит общаться. Неспособность донести свои желания до окружающих –
настоящая пытка. Возможно, малыш еще не научился хорошо говорить. Непонимание
окружающих, неспособность получить желаемое (например, попросить игрушку)
вызывают его обоснованное недовольство. Укус оказывается эффективным средством
привлечь к себе внимание и, дезориентировав противника, получить желаемое. Плюс
– выразить свое недовольство.
У детей чуть старше двух лет желание
укусить может объясняться слабостью мышц языка и щек. Малыш нуждается в
дополнительной стимуляции области рта.
Дети ясельного возраста, как правило,
еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили и
то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как
правило, мало помогает. Лучше утешить того, кого укусили и достаточно резко
сказать «кусаке»: «Это же больно!». Лицо должно быть строгим, чтобы ребенок
видел, что вы его не одобряете. Обязательно нужно выяснить причину «кусачести».
Если удастся, попробовать его поймать в тот момент, когда он еще только
вознамерился укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно».
Если ребенок готов кусаться от
отчаянья, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: «Дай», «Катя
не хочет кушать», «Хочу поиграть с тобой»» и т.д.
Если ребенок чем-то расстроен, не
спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться – подержите
на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.
Если
ребенок кусается в какое-то определенное время – перед сном, обедом, -
подумайте, что можно изменить в режиме.
Если ребенок начал кусаться, не наказывайте его, а
помогайте малышу справляться с трудностями. |