Фантазирование.
В
играх наших детей выдумка занимает такое большое место, что порой очень трудно
понять, где кончается нормальное воображение, а где начинается не совсем
здоровый процесс «сновидений с открытыми глазами». Разница между воображением и
фантазированием состоит главным образом в их интенсивности и степени отрыва
ребенка от реальной жизни. Когда ребенок ведет сражение с помощью игрушечных
солдатиков, ясно, что он включает в игру свое воображение (он и без товарищей
может играть час или два подобным образом). И игра эта социально значима,
поскольку ребенок воплощает в игре свой реальный жизненный опыт, следуя
правилам, предложенным другими людьми, или придерживается условий игры. Короче,
каким бы богатым ни было его воображение, он все время находится в тесной связи
с реальностью и воспроизводит ее в игре. Несмотря на активную работу
воображения и увлеченность занятием, ребенок, тем не менее, не перестает
относиться к нему именно как к игре. И потом, перестав играть он
не испытывает разочарований от действительности.
Когда
речь идет о безудержном фантазировании, ребенок переносится на какую-то
неведомую землю, которую он воспринимает не как дополнение к реальной
жизни, а как замену действительности. Он может начать свои фантазии с
людей, которых знает, с самого себя, но вскоре позволяет вымыслу превратиться в
подлинный факт и, что еще хуже, считает выполнимыми самые нелепые желания и
надежды. Он создает свои фантазии, «стирает» их и вновь создает с полным
пренебрежением к действительности. Он наделяет самого себя и других персонажей
своих фантазий самыми преувеличенными качествами (чувство реальности почти
совершенно отсутствует).
Опасность
здесь таится в том, что ребенок может получать от всего этого столь полное
удовлетворение, что его совсем перестанут привлекать радости реальной жизни.
|