Игрушка в
жизни ребенка.
У большинства людей детство
ассоциируется с игрушками. Но, кроме личной ценности для каждого из нас,
игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой
творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и
воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться
к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно.
Итак,
начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания
ребенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме,
ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первыми предметами и
игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины,
погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения
ребенка, так как игрушка должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с
развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом:
стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 6 – 9 месяцев
можно добавить так называемые игрушки – вкладыши, которые позволяют ребенку
развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить
животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо
прорисованные детали лица. В 9 – 12 месяцев можно порадовать ребенка заводными
игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10 – 12 месяцев
ребенку уже нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики.
В
возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становится более самостоятельным. В этот
период уже можно купить ребенку меховую игрушку, с которой он будет
замечательно засыпать. К 3-м годам он начинает усваивать функциональное
назначение предметов. Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой
и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой.
Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку легко освоиться далее в
коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и
интеллектуально.
К 3-м годам
игрушки, живущие у ребенка, должны увеличиться в размерах: большая кукла,
большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и
всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подскажут ребенку, как с
ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит
ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора
пирамидки. Также в этот период нужно вводить в его жизнь различные
настольно-печатные игры.
К 4 –
5 годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей,
солдатиков, зверушек. Ребенок начи7нает придумывать с ними различные варианты
игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек:
и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной
деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают
делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки –
кукол и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться
интерес к различным видам мозаики и лото.
К 6-ти
годам у ребенка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т.е. к
тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
Все
выше перечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам»,
т.е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено
функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа – предметы-заместители.
Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно не нужные вещи, а
точнее – мусор. Но для ребенка это наиценнейший материал для развития фантазии
и творчества. Это всевозможные лоскутки, перья, коробочки, обрубки дощечек или
палочки, фантики, обломки чего-нибудь и т.п. Введение этих предметов целесообразно
с 2-3 лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а
предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально
существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме
того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения
воображаемой ситуации («как будто!»).
И в
заключение хотелось бы сказать следующее: «Никакая, даже самая лучшая игрушка,
не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!»
ПАМЯТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1. При выборе игрушек
руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка должна быть:
§ Безопасной (просмотрите
качество изготовления; материал, из которого она сделана);
§ Эстетичной на вид;
§ Соответствующей возрасту;
§ Многофункциональной (Чем
больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше. Это правило не
касается погремушек для малышей).
2.
При желании игрушки можно сделать своими руками. С
одной стороны, это экономия бюджета, а
с другой – хорошая возможность сплочения семьи.
3. Необходимо помнить о гигиене
игрушек, так как ребенок, особенно маленький, часто берет их в рот. |