Компьютер в жизни ребенка.
Компьютер – новомощное
средство для интеллектуального развития детей и поэтому взрослым необходимо
помнить, что его использование в развивающих и воспитательных целях требует
тщательной организации как самих занятий, так и всего режима жизни ребенка в
целом.
Дети дошкольного возраста
наиболее чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их
организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5 – 6
лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической
дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются
генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют
гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная
зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанный текст и
рисунки, неудобная поза и т.д.). Интенсивно развивается костно-мышечная
система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга,
формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее
развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы игровые занятия с компьютером не оказали неблагоприятного воздействия на
здоровье.
Исследования
показали, что 10-минутная продолжительность игровых занятий с компьютером у
части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь
страдает аккомодационная система глаза, обеспечивающая четкое рассматривание
предметов на близком расстоянии. Это может привести к развитию близорукости.
При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей появляется двигательное
беспокойство, которое нарастает и усиливается. Увеличивается число ошибок при
игре, ослабевает интерес к ней. Все это сопровождается снижением функциональных
возможностей зрительного анализатора и центральной нервной системы. Без ущерба
для здоровья дети могут заниматься лишь один – два раза в неделю по 10 – 15
минут.
Для
поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое
значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Рабочее
место нужно оборудовать с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь
спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза
до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть.
Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55 – 65 см. За монитором
недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко
ухудшает условия рассматривания изображения на экране.
Для
уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на мониторе
компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих
предметов. Необходимо также исключить возможность засветки экрана. Для защиты
от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи. Для поддержания
оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества
и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание
помещения до и после занятий и влажная уборка – протирка столов, дисплеев,
пола.
Психологическая
готовность дошкольников к использованию компьютерных программ различного
содержания и уровня формируется всей современной системой жизни ребенка.
Компьютерные игры очень интересны детям. Они с большим удовольствием осваивают
игровые задачи, добиваясь их правильного решения. Поэтому большое значение
имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям. |