ОБЩЕНИЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ.
Все
больший интерес ребенка 5-6 лет направляется на сферу взаимоотношений между
людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со
своими собственными. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у
детей развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
похвалу и одобрение, подтвердить свою значимость.
Старший
дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него
появляются устойчивые чувства и отношения. Также развивается соподчинение
мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха
взрослых).
Начиная
с дошкольного возраста, систематическое общение ребенка со сверстниками
становится нормативным, обязательным условием полноценного формирования его
личности. Именно на этом этапе ребенок проходит «школу» реального
взаимодействия с другими детьми как равноправными партнерами.
Общение дошкольников со
сверстниками имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от общения со
взрослыми. Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом
разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В
общении детей можно наблюдать такие действия и обращения, как спор, навязывание
своей воли, требования, приказы, обман, проявление жалости и желание успокоить.
Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие сложные формы
поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство,
фантазирование.
Вторая
яркая черта общения сверстников заключается в его чрезмерно яркой
эмоциональной насыщенности.
Третья специфическая
особенность контактов детей заключается в их нестандартности и
нерегламентированности. Если в общении со взрослыми даже самые
маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при
взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные
действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность,
ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают
причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые
слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и дразнилки.
Еще
одна особенность общения сверстников – это преобладание инициативных
действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное
высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не
поддерживает. Такая несогласованность взаимодействия часто порождает конфликты,
протесты, обиды среди детей.
В
общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий
и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от
личных желаний ради достижения общих целей.
В игре
наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как
правило, ловкие, умелые, смышленые, опрятные. К непопулярным зачисляют
неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих
игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать
конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание
сверстников с ними играть. У сверстников вызывают раздражение те дети, с кем
трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные,
несообразительные, неумелые. Для 5-6-летних детей значимо принятие их
сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, даже восхищение. Все эти
аспекты взаимоотношений могут спровоцировать конфликт между детьми. Глубина и
длительность конфликта во многом зависят от усвоенных ими образцов
семейного общения.
Нравственное развитие
старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого
(особенно родителей), так как именно в общении со взрослыми ребенок узнает,
осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.
Как известно, современная
семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат
внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и
социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени
родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода,
психологические перегрузки, стрессы и многое другое, стимулирует развитие у
родителей агрессивности, раздражительности, синдрома хронической усталости. Многие
родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным
выплеснуть свои негативные эмоции на ребенка, который не может противостоять
психологической, а часто и физической агрессии самых близких ему людей. Таким
образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и
физического состояния родителей. Наиболее болезненными для ребенка являются
следующие ситуации:
·
Когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и (или)
полностью отвергают его;
·
Когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между
супругами;
·
Когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу
«разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
·
Когда родители заявляют ребенку о том, что он является причиной их
неприятностей;
·
Когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять
переживания ребенка.
У ребенка необходимо
формировать привычку нравственного поведения.
Достаточно
часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е.
целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение
детско-родительских отношений. Чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и
оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдание своим
оплошностям, перекладывать вину на других. |