Пятница, 29.03.2024, 01:08
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОУ детский сад № 126 "Сказка" г. Комсомольск ...

Меню сайта
Категории раздела
Советы психолога [11]
Советы мед.сестры [5]
это интересно [23]
полезная информация об истории праздников, подборки стихов
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Спутник/Аналитика

Каталог статей

Главная » Статьи » Советы психолога

общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками

ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ.

 

         Все больший интерес ребенка 5-6 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у детей развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить похвалу и одобрение, подтвердить свою значимость.

         Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

         Начиная с дошкольного возраста, систематическое общение ребенка со сверстниками становится нормативным, обязательным условием полноценного формирования его личности. Именно на этом этапе ребенок проходит «школу» реального взаимодействия с другими детьми как равноправными партнерами.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от общения со взрослыми. Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении детей можно наблюдать такие действия и обращения, как спор, навязывание своей воли, требования, приказы, обман, проявление жалости и желание успокоить. Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

         Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезмерно яркой эмоциональной насыщенности.

         Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и дразнилки.

         Еще одна особенность общения сверстников – это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность взаимодействия часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

         В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.

         В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как правило, ловкие, умелые, смышленые, опрятные. К непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть. У сверстников вызывают раздражение те дети, с кем трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Для 5-6-летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, даже восхищение. Все эти аспекты взаимоотношений могут спровоцировать конфликт между детьми. Глубина и длительность конфликта во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого (особенно родителей), так как именно в общении со взрослыми ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и многое другое, стимулирует развитие у родителей агрессивности, раздражительности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии самых близких ему людей. Таким образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:

·        Когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и (или) полностью отвергают его;

·        Когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

·        Когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

·        Когда родители заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

·        Когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

 

У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения.

         Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений. Чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Категория: Советы психолога | Добавил: Marina (19.03.2012)
Просмотров: 4792 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz