Психологическая готовность ребенка к школе
Что
включает в себя психологическая готовность ребенка к школе?
Во-первых, ребенок должен быть способен принять роль школьника, имеющего круг
важных обязанностей и прав. Это новое положение ребенка в обществе, новая ступень
социализации. Готовность принять на себя роль школьника выражается в позитивном
отношении ребенка к школе, учебе, к своим новым обязанностям, в
сформированности у него учебной мотивации. Оптимальный «девиз» для ребенка: «Я хочу учиться!».
Во-вторых, психологическая готовность ребенка к школе предполагает развитый
волевой компонент всех психических процессов. Таким образом, ребенок должен
быть способен управлять своим поведением, вниманием, мышлением, памятью. К школе
у ребенка должна быть сформулирована структypa волевого действия: он умеет поставить перед собой
цель, способен самостоятельно принять решение, выработать план действий,
исполнить его, приложить усилия по преодолению препятствий, оценить свой
результат. Лучший девиз — «Я умею трудиться!».
И наконец, в-третьих,
психологическая готовность ребенка к школе предполагает развитый
интеллектуальный компонент. В рамках этого компонента важно развитие
познавательных процессов, и именно на их оценку направлены задания, которые
предлагаются будущему первокласснику: на умение сравнивать, анализировать,
обобщать, делать самостоятельные выводы. Девиз этого направления — «Я стремлюсь узнать!».
Итак, для того чтобы сказать, что ребенок
психологически готов к школе, от него требуется сформированная триада
внутренних установок
«хочу - умею - стремлюсь!».
|